Оставить отзыв о нашей работе

Эксперты выступают за переход на полностью растворимые противогололедные материалы

19.03.2025

Переход на полностью растворимые противогололедные материалы, такие как чистая соль и солевые растворы, - необходимая мера в условиях растущей урбанизации и увеличении нагрузки на дорожно-транспортную инфраструктуру городов.

К такому выводу пришли участники VI-й научно-практической конференции «Дороги Евразии», которая прошла в Казани. Мероприятие стало ключевой площадкой для обсуждения вопросов развития дорожной инфраструктуры в России.

На протяжении последних десятилетий все больше исследований подтверждают, что знакомая многим пескосоляная смесь (ПСС), применяемая при выполнении работ по устранению зимней скользкость, представляет собой серьезные угрозы для здоровья и окружающей среды. Основной компонент ПСС песок под воздействием колес автомобилей истирается, превращаясь в мелкодисперсную пыль, которая в сочетании с остатками горюче-смазочных материалов, частичками асфальта и тяжелыми металлами представляет собой опасную обладающую канцерогенными и аллергенными свойствами смесь!

Скрытая угроза: пескосоляная смесь представляет серьезную опасность для здоровья

С приходом весны, когда снег начинает таять, а покрытие проезжей части высыхать, опасный «коктейль» поднимается в воздух в виде пыли. Специалисты отмечают, что около 40% использованной пескосоляной смеси остается на дорожном покрытии, что делает ее трудной для полной очистки. Весной, при сильном ветре, сухие частицы поднимаются, создавая пылевые бури, которые оседают на зданиях, автомобилях и, самое главное, попадают в дыхательные пути горожан.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) неоднократно подчеркивала значимость проблемы загрязнения воздуха, отмечая, что оно связано с повышением смертности. По данным ВОЗ, около 7 миллионов людей ежегодно умирают от заболеваний, вызванных ухудшением качества воздуха. Песок на дорогах лишь усугубляет эту проблему, накапливая в себе смертоносные вещества. Кроме того, почва рядом с дорогами также страдает: смесь песка с токсичными веществами накапливается в верхних слоях грунта, что может иметь серьезные последствия для экосистемы. Тяжелые металлы проникают через корни в растительность, а ливневая система, забиваясь, теряет свою эффективность. Мелкие частицы пыли, попадая в легкие, становятся серьезной угрозой для здоровья. Исследования показывают, что долгосрочное вдыхание такой «песчаной» пыли, особенно в сочетании с выбросами продуктов горения топлива, может привести к множеству заболеваний дыхательной системы, сердечно-сосудистых и эндокринных патологий, а также злокачественных новообразований.

В России проводились специальные исследования, подтвердившие токсичность пескосоляной смеси. В некоторых странах уже значительно сократили использование песка для борьбы с гололедицей именно из-за его вредного воздействия на качество воздуха.

Национальная ассоциация зимнего содержания инфраструктуры и транспорта ведет активные исследования и эксперименты. Исполнительный директор ассоциации Юлия Антонова отмечает, что в некоторых городах организации используют речные пески, не соответствующие стандартам, что приводит к образованию не только пыли, но и грязи. После зимнего сезона необходимо очищать улицы от наледеневших материалов, однако это часто игнорируется, создавая условия для возникновения самых настоящих пылевых бурь. Научный подход показывает, что использование песка в больших объемах нередко приносит больше вреда, чем пользы. Существуют множество альтернатив - от многокомпонентных реагентов до новейших технологий уличной уборки. Муниципалитеты могут выбирать подходящие методы борьбы с гололедицей, опираясь на свои местные условия. Рост населения и увеличение числа автомобилей в городах только усиливают риски, связанные с загрязнением от пескосоляной смеси. Сокращение использования песка - важный шаг к снижению загрязненности воздуха и улучшению здоровья городских жителей.

В докладе, посвященном законодательному регулированию зимнего содержания дорог Юлия Антонова представила основные положения нового ГОСТ Р 71880-2024, который вступил в силу 1 февраля. «Новый ГОСТ устанавливает четкие требования к применению противогололедных материалов, что позволяет не только повысить безопасность дорожного движения, но и значительно снизить экологическую нагрузку на инфраструктуру. Стандарт учитывает современные технологии, такие как использование жидких и полностью растворимых ПГМ» - отметила Юлия Антонова.

Растворимая в воде соль, которой дорожники часто обрабатывают поверхность проезжей части, является природным и сбалансированным с окружающей средой материалом. Соль также основная составляющая морской воды.